ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на 2015-2020 годы
Утверждена на заседании Комитета областной организации
Профсоюза №2 от 10.06.2015
ВВЕДЕНИЕ
Программа развития деятельности Оренбургской областной общественной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее – ОООО Профсоюза) на 2015-2020 годы направлена на выполнение уставных целей и задач Профсоюза, участие её организаций в реализации комплекса стратегических задач развития образования, сформированного в Российской Федерации, и приоритетных направлений государственной политики в области развития образования, определенных нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», областного Закона «Об образовании в Оренбургской области».
ОООО Профсоюза подтверждает приверженность принципам отечественного и международного профсоюзного движения: единства, солидарности, справедливости, независимости.
Миссия Профсоюза - представление и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования, социальных прав обучающихся, содействие устойчивому развитию отечественного образования путем формирования и реализации сбалансированных предложений от власти, профессионального и гражданского сообществ.
ОООО Профсоюза сегодня - это динамично развивающийся профессиональный союз учителей, воспитателей, преподавателей, обучающихся, объединенных общими профессиональными и социальными интересами, играющий значимую роль в развитии регионального образования, становлении современного гражданского общества; союз социально активных, профессиональных и неравнодушных единомышленников, способных привлечь внимание общества и власти к проблемам и перспективам развития образования.
Ценности, которые разделяет ОООО Профсоюза:
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
ОООО Профсоюза выступает за высокие стандарты образования, престижность и общественное признание педагогической профессии, достойные условия труда работников образования.
ЛИДЕРСТВО
ОООО Профсоюза объединяет лидеров регионального образования, профсоюзного движения, которые стремятся к постоянному профессиональному развитию, повышению качества образования, осознавая, что от этого напрямую зависит настоящее и будущее регионального образования, его авторитетное положение.
СВОБОДА СУЖДЕНИЙ
Каждый член Профсоюза имеет право на выражение собственной позиции. Открытый диалог и уважительное отношение к иному
мнению способствуют всестороннему раскрытию обсуждаемых проблем, а также помогают нахождению новых и наиболее эффективных решений.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Стремление сохранять, систематизировать и передавать традиции, знания и опыт отечественного и регионального образования, профсоюзного движения от поколения к поколению, осознавая их значимость для духовного и материального развития России и Оренбургской области.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И СОЛИДАРНОСТЬ
Понимание и следование принципу солидарности и ответственности за занимаемые ОООО Профсоюза позиции, предпринятые действия и результаты деятельности, учитывая их значимость и полезность для всего педагогического сообщества, общества и страны в целом.
РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Уверенность в том, что государственное образование - путь к гармоничной самореализации человека, гражданина.
Объединение работников образования и обучающихся в рядах ОООО Профсоюза:
увеличивает степень доверия к целям и результатам деятельности регионального образования;
способствует сохранению единства образовательного пространства;
гарантирует осуществление защиты социальных, трудовых прав и профессиональных интересов работников образования, обучающихся;
способствует созданию позитивного имиджа образования, повышению социального и профессионального статуса педагогических работников;
позволяет осуществлять в качестве надежного и авторитетного социального партнера непосредственное участие в реализации проектов модернизации регионального образования, оценке их социальных последствий и результатов;
обеспечивает деятельное участие в совершенствовании законодательства в сфере образования;
способствует формированию единства профессиональных интересов, ценностей и целей;
формирует систему профессиональных знаний и опыта и их передачу.
ОООО Профсоюза строит свои взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти всех уровней и работодателями на принципах социального партнёрства, основанного на равноправии, уважении и учете прав и интересов работников образования, работодателей и государства, обеспечивая устойчивое развитие регионального образования, дальнейшее укрепление и рост авторитета профсоюзных организаций в сфере образования.
2. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Повышение эффективности социального диалога между властью, обществом и педагогическим сообществом при реализации приоритетных задач государственной политики в сфере образования.
Нахождение баланса между интересами работников сферы образования, власти и общества по повышению социального и профессионального статуса учителя, воспитателя, преподавателя, обучающегося.
Сохранение и увеличение численности ОООО Профсоюза. Развитие, сохранение и преумножение опыта профсоюзного движения в сфере образования.
3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОООО ПРОФСОЮЗА
укрепление и эффективное развитие системы социального партнерства в сфере образования;
участие в обеспечении условий эффективного развития регионального образования и его кадрового потенциала;
повышение социального и профессионального статуса учителя, воспитателя, преподавателя, обучающегося;
формирование экспертного педагогического сообщества для создания независимой системы оценки качества образования и образовательных результатов;
создание единого информационного поля для членов ОООО Профсоюза;
развитие действующих и создание новых форм социальной поддержки для педагогических работников, обучающихся - членов ОООО Профсоюза;
содействие продвижению и реализации социально значимых проектов и инициатив членов ОООО Профсоюза и её организаций;
содействие расширению эффективных контактов между организациями ОООО Профсоюза, представителями власти, институтами гражданского общества;
укрепление единства и солидарности с членскими организациями ФОПОО, Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Оренбургской области;
участие в создании современных, безопасных и комфортных условий труда для работников образования с целью эффективной и творческой реализации их трудовой функции и обеспечения действенного контроля за соблюдением условий труда;
содействие формированию здорового образа жизни работников образования и обучающихся;
укрепление организационного и финансового единства ОООО Профсоюза и повышение эффективности работы профсоюзных организаций всех уровней;
повышение уровня корпоративной и правовой культуры членов ОООО Профсоюза;
повышение уровня профессиональной компетентности и ответственности выборных коллегиальных профсоюзных органов и руководителей профсоюзных организаций всех уровней структуры Профсоюза за принимаемые решения;
формирование позитивного имиджа Профсоюза и усиление его позиций в информационном пространстве;
содействие установлению и укреплению международных связей с целью обмена опытом и расширения зоны влияния Профсоюза.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОООО ПРОФСОЮЗА
4.1. Участие в реализации социальной политики в сфере образования.
Содействовать:
реализации стратегических задач развития образования в Оренбургской области и приоритетных направлений региональной политики в области образования, молодежной политики;
решению задачи достижения высокого стандарта качества содержания и технологий профессионального, общего и дополнительного образования;
достижению качественно нового уровня развития региональной молодежной политики, повышению доступности программ социализации молодежи для успешного вовлечения их в социальную практику;
выполнению необходимых мероприятий на всех уровнях системы образования (областном, районном, муниципальном и институциональном), обеспечивающих: сохранение и развитие единого образовательного пространства; улучшение качества кадрового состава образовательных организаций, условий труда педагогических и научных работников, иных категорий работников образования;
выполнению комплекса мер в сфере общего, дошкольного образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования по использованию современных механизмов, содержания и технологий ранее разработанных и внедренных федеральных государственных образовательных стандартов, включая их методическое обеспечение и программы повышения квалификации преподавательского состава;
созданию условий для инновационного и профессионального развития организаций высшего образования, корректировки перечня направлений подготовки, специальностей и профессий;
созданию условий для обучения и подготовки кадров для сферы образования, современной экономики, закреплению в сфере образования и педагогических кадров;
созданию инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования независимо от места проживания обучающихся;
социальной ориентированности мероприятий в целях обеспечения доступа молодежи с ограниченными возможностями здоровья и молодежи из социально слабо защищенных групп населения к получению общего, профессионального и дополнительного образования;
реализации Концепции развития дополнительного образования детей. Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций;
реализации мер, направленных на повышение качества образования в общеобразовательных организациях с низкими результатами деятельности и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
развитию компетенций педагогических кадров и формированию у педагогических работников и обучающихся нового современного отношения к качеству образования и получаемым по его итогам компетенциям;
обеспечению объективности прогноза и оценки результатов реализации приоритетных задач региональной политики в сфере образования на основе развития и совершенствования экспертной и аналитической деятельности ОООО Профсоюза и её организаций.
4.2 Повышение социального статуса работников образования и обучающихся.
4.2.1. Добиваться:
повышения социального статуса педагогических работников в профессиональной среде и в обществе;
включения в региональные программы развития образования конкретных мер по повышению социального статуса педагогических работников образовательных организаций, обеспечивающих;
обновления качества кадрового потенциала образовательных организаций общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей;
преодоления дефицита педагогических кадров образовательных организаций общего и профессионального образования;
осуществление подготовки педагогических работников на основе объективного прогноза их потребности, обеспечение их трудоустройства и сопровождение карьеры;
реализации права педагогических работников на повышение квалификации и переподготовку;
создания механизмов социальной адаптации и профессиональной переподготовки высвобождаемых работников образовательных организаций общего и профессионального образования в условиях реорганизации и оптимизации сети образовательных организаций в целях недопущения необоснованного массового сокращения педагогических и других работников, включая работников пенсионного возраста, своевременной и эффективной ориентации их на современном рынке труда;
создания условий труда педагогических работников, преподавателей, способствующих успешной реализации Федеральных государственных образовательных стандартов;
достижения конкурентоспособного на рынке труда уровня заработной платы педагогических работников;
недопущение задолженности по выплате заработной платы работникам образования;
повышения уровня государственной поддержки в финансировании мероприятий по организации отдыха, лечения и охраны здоровья работников и обучающихся;
развития системы мер дополнительной социальной поддержки педагогических работников;
установления системы льгот и гарантий работникам образования, включая молодых специалистов, сохранение действующих социальных льгот и гарантий работников образования, обучающихся и недопущение их необоснованной отмены;
утверждения Правительством Российской Федерации единых размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам должностей работников образования с учетом социальной значимости и ответственности их труда и как минимальных государственных гарантий по оплате труда, устанавливаемых на федеральном уровне для поэтапного снижения уровня ее межрегиональной дифференциации;
распространения лучших практик повышения социального статуса педагогических работников;
эффективной поддержки профессиональных конкурсов как инструментов повышения социального статуса разных категорий педагогических работников;
сохранения права на досрочное назначение педагогическим работникам трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью;
совершенствования социально-экономической и правовой защиты работников образования, обучающихся;
обеспечения доступа молодежи с ограниченными возможностями здоровья и молодежи из социально слабо защищенных групп населения к получению общего, профессионального и дополнительного образования;
формирования и реализации системы адресной социальной поддержки малоимущих и нуждающихся студентов;
решения проблем вторичной занятости студентов, трудоустройства и их адаптации на рынке труда;
улучшения социально-бытовых и жилищных условий обучающихся;
сохранения санаториев-профилакториев, вузовских поликлиник, увеличения количества и повышения качества предоставляемых оздоровительных услуг;
внедрения в каждой образовательной организации профессионального образования системы мониторинга образовательных траекторий студентов, трудоустройства и карьеры выпускников.
4.2.2. Способствовать реализации мер по повышению престижа профессии педагога в профессиональной среде и в обществе, направленных на:
мотивацию осознанного выбора педагогической профессии;
совершенствование и развитие профориентационной работы на педагогическую профессию;
создание моральных и материальных стимулов для привлечения в сферу образования молодых учителей, воспитателей, преподавателей и оставления их в профессии;
усиление внимания федеральных и региональных органов исполнительной власти к проблемам профессионального становления, социально-экономической и правовой поддержки молодых учителей, преподавателей и воспитателей;
реализацию права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года с предоставлением права выбора формы и места повышения квалификации;
установление персонифицированного порядка финансирования программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки педагогических кадров за счет бюджетных средств;
создание условий для непрерывного профессионального образования работников, их академической мобильности;
создание системы карьерного роста, непрерывного профессионального развития педагогических работников всех возрастных категорий;
развитие наставничества в образовательных организациях общего и профессионального образования;
создание и вовлечение предметных ассоциаций педагогов, советов молодых педагогов и других профессиональных объединений в работу по повышению престижа педагогических профессий;
создание социальной рекламы, направленной на повышение социального статуса педагога, формирование уважительного отношения со стороны общества к профессиональной деятельности педагога;
разработку и реализацию мер по развитию и стимулированию существующих и созданию новых радио- и телевизионных проектов, а также по обеспечению публикаций в печатных и интернет-СМИ об успешной профессиональной деятельности педагогических работников, педагогических династий.
4.3. Юридическая защита прав и интересов членов Профсоюза на основе:
участия в совершенствовании и развитии нормативной правовой базы, разработки нормативных правовых актов, относящихся к социально-трудовой сфере, сфере образования, в том числе в форме подготовки проектов законов, иных нормативных правовых актов;
проведения правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов;
участия в мониторинге правоприменения законодательства в сфере образования;
развития системы профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, иных актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений;
совершенствования деятельности правовой инспекций труда и правовой службы ОООО Профсоюза;
проведения общепрофсоюзных тематических проверок по отдельным видам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства с последующим обобщением и оценкой их итогов выборными коллегиальными органами ОООО Профсоюза и её организаций;
разработки эффективных механизмов, обеспечивающих выполнение работодателями представлений и требований правовых инспекторов труда Профсоюза, в том числе на основе совместных мероприятий с органами контроля и надзора и органами, осуществляющими управление в сфере образования в Оренбургской области;
повышения качества консультационных услуг по защите и представительству интересов членов Профсоюза;
совершенствования механизмов урегулирования коллективных трудовых споров и развития социального партнерства;
расширения практики участия правовых инспекторов труда, работников правовой службы ОООО Профсоюза в работе комиссий по трудовым спорам образовательных организаций, в работе комиссий по делам несовершеннолетних;
судебной защиты социально-трудовых прав работников в форме подготовки документов в суд и представительства интересов членов Профсоюза в суде;
обобщения практики работы профсоюзных организаций по делам об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также по наиболее актуальным вопросам правовой защиты членов Профсоюза;
совершенствования практики взаимодействия ОООО Профсоюза с органами контроля и надзора на региональном уровне;
повышения правовой грамотности профсоюзного актива и членов Профсоюза.
4.4. Защита прав членов Профсоюза на охрану труда и здоровья:
повышение эффективности общественного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за выполнением условий коллективных договоров, соглашений;
совершенствование деятельности технической (внештатной технической) инспекции труда Профсоюза, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда Профсоюза по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований и норм охраны труда в целях сохранения жизни и здоровья работников и обучающихся в процессе образовательной деятельности;
участие в создании и функционировании системы управления охраной труда в сфере образования, реализации региональной и отраслевой программ по охране труда и здоровья членов Профсоюза, социальной защиты работников, пострадавших на производстве;
содействие введению в нормативы финансирования мероприятий по охране труда затрат на проведение специальной оценки условий труда, медицинских осмотров, обучения по охране труда, а также на обеспечение спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты работников образовательных организаций из расчета не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством на соответствующий период, на каждого работника;
взаимодействие с прокуратурой, другими органами государственного надзора и контроля при проведении комплексных и тематических проверок состояния условий и охраны труда в образовательных организациях, предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда;
совершенствование работы по улучшению условий и охраны труда при организации и проведении оздоровления и отдыха членов Профсоюза.
4.5. Развитие социального партнерства:
совершенствование структуры, условий функционирования и управления системой социального партнерства в образовании с учетом разграничения полномочий региональных органов исполнительной власти, органов государственной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления и образовательных организаций;
повышение эффективности договорного регулирования социально-трудовых отношений, в том числе на основе своевременного включения в соглашения и коллективные договоры положений, ориентированных на достижение конкретных результатов;
разработка, апробация и активное применение инструментария мониторинга эффективности соглашений и коллективных договоров, создание банка положительных достижений на всех уровнях социального партнерства.
4.6. Организационное и кадровое укрепление Профсоюза:
повышение эффективности деятельности профсоюзных организаций на всех уровнях структуры ОООО Профсоюза;
реализация нормативной базы внутрисоюзной работы, обеспечивающей информационную открытость и прозрачность в деятельности организаций ОООО Профсоюза с учетом применения формы Публичного доклада ОООО Профсоюза;
оптимизация профсоюзной структуры на уровне малочисленных местных организаций Профсоюза, создание новых первичных профсоюзных организаций в образовательных организациях, находящихся в ведении министерства образования Оренбургской области;
обеспечение развития сети школ профсоюзного актива, повышение личного уровня компетентности профсоюзных кадров и актива;
создание условий для притока в профсоюзные органы профсоюзных активистов в возрасте до 35 лет;
усиление роли региональной организации Профсоюза в кадровом укреплении первичных и местных профсоюзных организаций;
введение в ОООО Профсоюза системы регулярной оценки эффективности деятельности организаций Профсоюза в форме рейтингования, основанного на паспортизации организаций Профсоюза;
изучение опыта работы территориальных и первичных профсоюзных организаций по основным направлениям деятельности Профсоюза и обмен положительным опытом работы;
использование современных информационных технологий для дальнейшего развития документооборота в ОООО Профсоюза, ведения учёта профсоюзного членства, улучшения профсоюзной статистики;
формирование инновационных программ по мотивации профсоюзного членства на каждом уровне профсоюзной структуры, осуществление мер по формированию нового имиджа организаций Профсоюза, использование новых социальных технологий в мотивационной работе;
усиление внимания выборных профсоюзных органов к деятельности студенческих профсоюзных организаций, повышению их роли в развитии студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования;
укрепление ресурсной базы и создание нормативно-методических, организационно-кадровых и информационно-коммуникационных условий для дальнейшего развития местных профсоюзных организаций;
повышение уровня ответственности выборных коллегиальных профсоюзных органов и руководителей организаций ОООО Профсоюза за выполнение принимаемых решений.
4.7. Совершенствование финансовой политики в Профсоюзе:
совершенствование способов и методов пополнения доходной части профсоюзного бюджета за счет привлечения и использования дополнительных средств в рамках уставной деятельности Профсоюза;
финансовое укрепление организаций Профсоюза путем дальнейшего перехода первичных и местных профсоюзных организаций на централизованный бухгалтерский учет в региональную организацию Профсоюза;
консолидирование финансовых средств на уровне региональной организации Профсоюза;
усиление контроля ревизионных комиссий за выполнением принятых решений по проценту отчисления членских профсоюзных взносов в региональную организацию Профсоюза;
обеспечение в организациях Профсоюза полного перевода бухгалтерского и налогового учета на автоматизированный учет с применением специализированных программ и электронную сдачу бухгалтерской (финансовой) отчетности.
4.8. Информационное обеспечение профсоюзной деятельности
развитие системы информирования профсоюзных организаций и членов Профсоюза с обеспечением действенной обратной связи на основе формирования многоканальных и многовариативных информационных потоков;
обеспечение постоянного онлайн-сотрудничества с членами Профсоюза (мониторинги, опросы, форумы, гостевые книги и т.п.);
активное использование социальных, образовательных, выставочных и иных мероприятий на различных уровнях для продвижения ОООО Профсоюза;
проведение смотров-конкурсов информационной работы, агитационных материалов, публикаций в организациях ОООО Профсоюза;
активизация работы по укреплению положительного имиджа Профсоюза и усилению мотивации профсоюзного членства путем расширения информационного пространства Профсоюза на основе использования новых РК-технологий, социальной рекламы, социальных сетей, интернет-форумов, других площадок в сети Интернет.
4.9. Развитие взаимодействия с институтами гражданского общества и участие в независимой общественной оценке качества образования
обеспечение конструктивного сотрудничества с социальными партнерами и общественными организациями путем создания эффективно работающей партнерской и деловой сети ОООО Профсоюза, активное вовлечение в ее деятельность членов Профсоюза, представителей других заинтересованных общественных организаций;
расширение социально-проектной деятельности в работе ОООО Профсоюза как в рамках собственных программ, так и с участием общественных организаций и политических партий;
инициирование и проведение на регулярной основе общественных слушаний, «круглых столов», конференций по наиболее актуальным вопросам образовательной политики;
расширение просветительской деятельности организаций ОООО Профсоюза по вопросам модернизации образования, деятельности образовательных учреждений для членов Профсоюза, педагогической и родительской общественности с целью обсуждения социальных проектов и результатов реализации решений органов власти в сфере образования;
активное участие в проведении независимой общественно-профессиональной и антикоррупционной экспертиз, общественного аудита проектов нормативных правовых актов и иных документов в сфере образования;